Главная » Статьи » Мои статьи |
СЧАСТЛИВОЕ СУДОХОДСТВО… ИНТЕРВЬЮ С КРИВОЩЕКОВЫМ В.Е.
СЕГОДНЯ, 14.11.2019 г., ДЕНЬ ОСОБЫЙ. 30 лет назад по инициативе Европейской Организации Качества (ЕОК) Организация Объединенных Наций (ООН) объявила второй четверг ноября ВСЕМИРНЫМ ДНЕМ КАЧЕСТВА и установила его девизом: «КАЧЕСТВО – ВО ИМЯ ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ!». Уважаемые дамы и господа! Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Поздравляем всех нас с этим Днем! И дай нам Бог, чтобы мы смогли адекватно осмыслить девиз Дня Качества и масштабно применить его для процветания наших Стран, для улучшения жизни наших Людей!.. Итак, 14 ноября - Всемирный день качества, а 11-17 ноября - Европейская неделя качества, девизом которой в 2019 году является «Сделай качество снова великолепным!»… Одной из приоритетных в неделю качества на всех форумах является тема современного менеджмента и делового совершенства любого рода компаний, организаций и даже государств. Об этом, в рамках близкой нам морской отрасли, представляем интервью с региональным представителем межотраслевого центра качества "ПРИРОСТ" Украинской ассоциации качества в Одесской области, директором Одесского учебно-исследовательского центра "Надежность в судоходстве", старшим научным сотрудником, канд. техн. наук, бывшим доцентом Национального университета «Одесская морская академия» Владимиром Кривощековым. - Владимир Епифанович, Украина выбрала путь интеграции в Европу. А Европа, как и весь цивилизованный мир, выбирает качество. - Менеджмент качества в 21-м веке в развитых странах означает, прежде всего, качество менеджмента или управления, как у нас принято неправильно переводить этот термин. Именно этим менеджментом и обеспечивается конкурентное преимущество любой организации в любом виде деятельности и реализации любого рода процессов. О каких бы системах менеджмента и их качестве мы не говорили, речь в любом случае сводится к системам менеджмента ресурсов, важнейшим и первым элементом которых является развитие и совершенствование человека (организации людей) в целом либо отдельных его (её) составляющих. То есть, все фокусируется на системы менеджмента обучения и подготовки людей - персонала от «топ-менеджера до прибиральниці». Речь в любом случае идет о системах менеджмента качества образования, высшего в том числе, которое, по выражению Фаины Раневской, «без «низшего» - просто беда…». Оно и понятно: «Как дуб не нагнёшь, так взрослого сына добру не научишь», «Чего Ивась не научился, того и Иван не будет уметь». - Думается, представление этих систем и их результатов на выходе должно быть адекватным времени и месту. - Безусловно. Очевидно, что современный магистр факультета менеджмента London Business School вряд ли найдет общий язык в области качества менеджмента с аналогичным выпускником Пхеньянского университета. И пояснений здесь никаких не требуется. Вместе они вряд ли смогут начать и тем более продолжить какой-нибудь длительный, эффективный и конкурентоспособный бизнес, например, в США или в Южно-Африканской республике. И в этом нет большой беды. Но, если, люди, подобные этим двум, садятся за штурвал авиалайнера, например, в роли первого и второго пилота, и при этом имеют совершенно разные представления о менеджменте вообще, и качестве менеджмента, в частности, то я не завидую не только пассажирам этого самолета, но и людям всех стран, над которыми он полетит…. Такая же ситуация – на капитанском мостике морских судов, совершающих международные рейсы. На рассмотренную выше «увертюру», можно предложить простой ответ: пусть первый из двух упомянутых специалистов ведет бизнес в пределах Великобритании и подконтрольных ей территорий, а второй – в Северной Корее, на Кубе, в Венесуэле или, по крайней мере, на территории союза РФ и Белоруссии…. - Но что тогда делать с уже объективным и ускоряющемся процессом глобализации всего? Примкнуть к лагерю антиглобалистов и ездить с ними и их плакатами за их же деньги каждый год в Давос? - А это не поможет. Смешанные экипажи воздушных и морских судов – это уже давно объективная реальность. В мировом торговом мореплавании количество судов, укомплектованных представителями разных стран, национальностей и культур, превышает 60 процентов! Обучение и подготовка моряков различных стран проходит в разных системах образования, базирующихся на разных подходах к менеджменту и к качеству. «Счастье – это когда тебя понимают»,- говорится в классическом советском фильме. И это – правда. А когда тебя не понимают, а ты управляешь танкером со ста тысячами тонн концентрированных ядовитых газов на борту – это уже не твоя лишь личная беда. Выход, казалось бы, найден. Международная ассоциация морских университетов со штаб-квартирой в Японии (Токио) более 15 лет пытается внедрить единую учебную программу подготовки моряков в странах-поставщиках наибольших людских ресурсов на международный рынок труда плавсостава. Украина к этим странам как раз относится, только своих моряков до сих пор учит по советским учебным планам и программам в соответствии с директивами ЦК КПСС к «Основным направлениям экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года». Международная морская организация со штаб-квартирой в Лондоне (Великобритания) с 1978 года пытается урегулировать стандарты подготовки, сертификации и несения вахты на судах для всех моряков путем принятия новых версий международной конвенции STCW. -Одно дело - присоединиться, а другое - выполнять... - Да, славянский, а тем более китайский менталитет, например, позволяют присоединиться к любой конвенции, сочиненной на Западе, а потом ее вообще не выполнять, или выполнить, но «на свой манер». Передовые ученые мира работают над решением проблемы кросс-культурных взаимоотношений людей и, наиболее продвинутые из них – представители США, Великобритании, Сингапура, уже приблизились к презентации новой методики и нового оценочного коэффициента культурных способностей любого человека - тест «CQ-test» по аналогии с уже существующими тестами «IQ-test» и «EQ-test». Исследователи-прикладники и продвинутые менеджеры транснациональных корпораций, включая область международной логистики и транспортировки, разработали и реализуют учебно-тренинговые курсы, призванные обеспечить безопасность (надежность и качество) воздуха - и мореплавания через развитие и совершенствование коммуникативной компетенции во взаимоотношениях людей с разной культурой. До недавнего времени эти учебные программы, и тренинги назывались Bridge Resource Management (BRM), Bridge Team Management (BTM), Engine Team Management (ETM). Сейчас их объединяют под названиями «Менеджмент экипажа» - Crew Resource Management (CRM), в основном в авиации, и «Менеджмент морских ресурсов» - Maritime Resource Management (MRM) на морском транспорте. - Какова их основная задача? - В широком смысле эти учебные курсы, тренинги и связанные с ними научные исследования призваны создать такую коммуникационную среду на борту судна и в отношениях с береговыми (земными) операторами, которая позволяет минимизировать все риски несчастных случаев и исключить человеческие ошибки, право на которые имеет любой человек. Ярким примером нарушения коммуникативной окружающей среды является известная катастрофа самолета под Смоленском с польской элитой на борту, если, конечно, это не было хорошо организованным терактом. С одной стороны, вероятно, в профессиональную деятельность экипажа вмешивались высшие должностные лица Польши на борту, с другой, российские авиадиспетчеры (наверное, второсортные, как и сам аэродром вынужденной посадки польского борта советского производства) оставляли польских пилотов на десятки секунд без коммуникационной поддержки, то есть молчали и прерывали столь необходимую при посадке самолета среду информационной непрерывности «запрос-ответ» в самый критический момент. - Одна из современных версий нового учебного курса называется «Менеджмент морских ресурсов». Расскажите об этом. - Этот учебный курс - для развития коммуникативной компетентности моряков и их понимания основных принципов современного менеджмента вообще и менеджмента качества, в частности. Курс разработан Академией Шведского клуба страховщиков на транспорте. Включает в себя принципы из Руководства в отношении организации несения вахты на судне и менеджмента ресурсов мостика (BRM), которые указаны в Секции B-VIII/2, части 3-1 Международного Кодекса STCW с учетом Манильских поправок, принятых в 2010 году, которые стали обязательными с 01.01.2017 года. Известно, что наибольшее число аварийно опасных ситуаций на судне возникает благодаря плохой коммуникации и координации действий между людьми, а не по причинам отказов техники или отсутствию знаний и навыков у людей. Общими причинами этого являются: разломы в коммуникации между людьми (непонимание, разрыв связи); озабоченность малозначимыми техническими вопросами; ошибки в делегировании полномочий по решению задач (отказ от делегирования, неспособность делегирования); ошибки в определении отклонений от нормы в операционных (исполнительских) процедурах (отказ от их обнаружения, невозможность определения). Чтобы исключить эти причины и решить проблему Шведский Клуб еще в начале 1990-х объединил усилия с шестью другими ведущими морскими организациями и Летной Академией Шведской Авиакомпании SAS и выступил с инициативой учредить глобальный учебно-тренинговый курс по менеджменту ресурсов мостика (BRM) на морском флоте. Перенос опыта и наработок по менеджменту ресурсов из сектора гражданской авиации в морское судоходство был одной из центральных задач по развитию учебного курса BRM и в своем роде первым во всей мировой морской индустрии. Следя за дальнейшим развитием нового оригинального курса, Шведский Клуб заменил термин тренинга "BRM" на новый, более широкий термин "MRM" – Менеджмент морских ресурсов. В любом случае учебно-тренинговый курс MRM создан для того, чтобы минимизировать риск инцидентов посредством поддержания безопасного и ответственного поведения людей. Учебный курс MRM, по мнению разработчиков, идеально пригоден как для офицеров палубной и машинной судовой команды, так и морским лоцманам. Его цель - гарантировать надежную практику менеджмента человеческих ресурсов, которая поддерживается ежедневными практическими действиями. Обеспечивающие эту цель принципы включают: признание значимости смысла хорошего менеджмента и командной работы; готовность членов экипажа менять поведение в нужном направлении и другие. Учебный курс разбит на 15 модулей и представляет собой серию семинаров, проводимых тщательно отобранными, обученными и сертифицированными тренерами - лидерами тренинга. Человеческие ошибки и опасное поведение анализируются в динамике групповой ситуации и реальных инцидентов, а несчастные случаи расследуются в зависимости от перспектив внедрения концепции MRM. Семинары поддерживаются учебными модулями компьютерных тренажеров, которые проверяют человеческое взаимодействие и менеджмент ситуаций, влияющих на возникновение несчастного случая. Рекомендуется проходить повторные учебные курсы MRM каждые три года, чтобы гарантировать постоянные и позитивные изменения взаимоотношений. MRM - единая учебно-тренинговая программа по обучению деловым навыкам морских офицеров торговых судов (капитанов, штурманов, механиков и др.), лоцманов и берегового персонала, задействованного в мировом судоходстве. Цель программы - расширить объем знаний о человеческих способностях с учетом их граничных возможностей, а также сохранить позитивное отношение к безопасности и к командной работе. MRM в общепринятом понимании - признан одним из самых эффективных средств по улучшению кооперации в работе (согласованности действий) судового экипажа и уменьшению риска аварий (несчастных случаев). Число организаций, предоставляющих услуги в области обучения деловым навыкам по реализации MRM во всем мире быстро возрастает, благодаря, тому, что возрастают требования к общей культуре профессионалов любой сферы деятельности, и их компетентности в вопросах теории и практики менеджмента вообще и менеджмента качества, в частности. Всё это становится обязательным условием победы в конкурентной борьбе среди мировых судоходных компаний и, главное, в обеспечении безопасности мореплавания и защиты окружающей среды мирового океана. Безопасность мореплавания, как и СЧАСТЬЕ - ЭТО КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ! И СУДОХОДСТВО ПРОСТО ОБЯЗАНО БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ! Примечание. В подготовке настоящего интервью принял участие журналист Александр Кумайгородский СОГЛАСОВАНО: Владимир Кривощеков 14.11.2019. http://krivoshchekov.at.ua/ © 2007- 2019
Источник: Скачивать файлы могут только зарегистрированные пользователи! | |
Категория: Мои статьи | Добавил: pifan2007 (21.11.2019) | Автор: Vladimir Krivoshchekov | |
Просмотров: 453 |
Всего комментариев: 0 | |